Декорируем стены |
Впервые тяга к украшению жилища выразилась у человека именно в стремлении разрисовать его стены. Наскальная живопись явилась первым опытом декорирования. При этом древние художники-декораторы стремились сделать нарисованный ими мир как можно ярче и выразительнее. От этого и жилище становилось более нарядным и непохожим на десятки таких же пещер. Что двигало древним человеком: стремление выразить переполнявшие его эмоции после удачной и страшной охоты или потребность сделать свое жилище менее аскетичным? Скорее всего, и то и другое. И поныне художники, работающие в разных областях искусства – живописцы и кузнецы, ткачи гобеленов и чеканщики, стеклодувы и резчики – создают свои произведения не только в соответствии со своей фантазией, но и в расчете на вкусы покупателей. А те, в свою очередь, приобретают эти произведения, чтобы придать своему дому индивидуальность и красоту, руководствуясь не только своими пристрастиями, но и тенденциями моды. А мода на настенные украшения менялась в разные периоды времени и существенно отличалась у разных социальных слоев. Например, до революции в аристократических домах стены украшали живописными полотнами, гобеленами и бронзовыми подсвечниками. В домах попроще ценилась вышивка в виде картин. А с появлением фотографии на стены стали вешать целые фотоколлажи в рамах, где фотографии разных людей, эпох и размеров теснили и частично закрывали друг друга. Позже, в советское время, мода диктовала необходимость приобретения ковров, которые иногда почти полностью покрывали стены, делая российские квартиры похожими на юрты богатых восточных кочевников. В середине шестидесятых актуальными среди «продвинутой» интеллигенции стали чеканные по металлу картины и эстампы. Сейчас нет жесткого диктата моды, а декор стен зависит от выбранного вами стиля жилого интерьера. В наше время на стенах вполне приемлемы и ковры, и гобелены, и живописные полотна, и чеканка, и кованые украшения, только бы они не противоречили общему стилю обстановки и своим количеством не перегружали интерьер. Например, так недавно всем надоевшие ковры могут теперь выглядеть совсем по-другому. Представьте, как органично дополнит интерьер в стиле старого французского замка тонкий шерстяной ковер ручной работы! Насколько он будет здесь «к месту» и по колориту, и по выбранному рисунку. В комнате, оформленной в стиле старинного родового поместья, будет очень уместен и гобелен пастельных тонов на бронзовой штанге, украшенный шнурами с кистями на концах. С как будто выцветшими от времени цветами и рисунком, воспроизводящим, например, балкон с колоннами, увитый розами. Все очень сдержанно и благородно. Такой гобелен способен стать настоящим украшением интерьера в классическом стиле. Впрочем, гобелены могут выглядеть совершенно по-разному и подходить к разным интерьерам. Представьте себе четыре сотканных вручную полотна одинакового размера и черно-белой цветовой гаммы. Такой гобелен идеально впишется в современные квартиры, оформленные в стиле минимализма или техно. Сдержанный цветовой колорит, абстрактный рисунок и отсутствие рам – все это достоинства, которые ценятся любителями лаконичных современных стилей. Чеканки, когда-то очень ценимые за демократизм нашими молодыми в то время родителями, теперь изменились до неузнаваемости. Сама техника чеканки по металлу пришла к нам с Ближнего Востока и Кавказа. Там чеканкой традиционно покрывают оружие и разные бытовые предметы: кувшины, блюда, рамы для зеркал и ювелирные украшения. Теперь, чтобы воспроизвести в своем доме восточный колорит, не обязательно обвешивать его стены пестрыми и яркими коврами. Можно повесить на стену бронзовое украшение, покрытое сложным чеканным орнаментом. Правда тогда и всю окружающую обстановку придется выдержать в соответствии с ним. Хоть сейчас и приветствуется смешение стилей, но делать это все же стоит под руководством профессионала-дизайнера: такой стилевой «микс» требует безупречного вкуса и чувства меры. В классическом интерьере будут уместны металлические изделия из бронзы, серебра и меди, имитирующие старинные предметы. Например, имитация настенного канделябра из бронзы может быть выполнена с помощью разных приемов: и литья, и чеканки, и нанесения рисунка травлением металла. В результате получится необычная вещь, которая вполне может вписаться в антикварный интерьер кабинета, столовой или гостиной. Неправильная форма, абстрактный рисунок и необычное сочетание цветов, делают, казалось бы, из обычного листа бронзы оригинальное и запоминающееся украшение для современного дома, способное стать стилеобразующим элементом интерьера. Но самым популярным украшением стен по-прежнему, как и много лет назад, остаются живописные полотна. Все возможные их варианты – от картин маслом до гравюр и даже печатных копий. Причем соответствующую картину можно подобрать к любому стилю интерьера: от строгой классики до хай-тека. Главное, чтобы она по колориту, стилю рисунка и оформлению полотна гармонировала с окружающей обстановкой. Например, в классическом интерьере очень красиво будет смотреться коллаж из элементов греческих колонн и других архитектурных деталей. Контрастные темные цветовые пятна придадут картине торжественность и яркость, несмотря на ее приглушенные цвета, выдержанные в соответствии с общим колоритом обстановки. При этом подходящая рама сделает живописное полотно особенно выразительным, а направленный поток света будет притягивать к нему взгляд, делая его центром пространства комнаты. В современных высокотехнологичных интерьерах декоративным элементом признается сам материал: кирпичи стен, стекло и бетон лестниц. Однако такие интерьеры тоже нуждаются в ярких цветовых пятнах. Абстрактное полотно в духе живописи конструктивистов начала прошлого века – его яркие краски, их сочетание и цветовые переходы – помимо отражения идей и эмоций художника, послужат прекрасным «цветовым взрывом» на белом полотнище кирпичной стены. И последнее. Размер декоративного полотна может быть любым и приближаться иногда к размеру самой стены. Для любителей больших вариантов существуют технологии перенесения рисунка полюбившейся картины на обои или специальную пластиковую основу, которые в дальнейшем наклеиваются на стену. |