Кровати, которые мы выбираем |
К выбору кровати необходимо отнестись с особой ответственностью: от этого «предмета интерьера» зависит ваше самочувствие и настроение, здоровье и, наконец, семейное счастье. Удобный сон – не единственное назначение кровати. Так, например, более трех столетий назад французские короли принимали посетителей лежа в постели. Моду подхватили зажиточные горожане, и кровать сделалась символом материального и социального статуса владельца. Ее конструкции, украшению и пышности убранства придавалось особое значение. Но у множества подушек и пуховых перин, помимо демонстративных функций, имелись и функции утилитарные. Ведь тогда огромные залы дворцов трудно было хорошо протопить, а сквозняки и сырость были настоящей проблемой роскошных каменных апартаментов. Для этой же цели – согревать хозяина – служил и полог над кроватью, который крепился на четырех деревянных шестах и делался из плотной ткани, как правило, с подкладкой. Такой полог получил название балдахина. В наши дни балдахин потерял значение защиты от холода и сквозняков, оставшись оригинальной деталью декора кровати. Как красиво смотрится современная кровать, выполненная в английском стиле из резного темного дерева! Эта модель так и называется «Эсквайр». Столбы, на которые крепился когда-то балдахин, сейчас служат украшением. Например, их можно сделать в виде римских колонн, которые вместо тканого полога завершаются изящными бронзовыми завитками. А в целом все «сооружение», вместе с резной деревянной спинкой и цветным кашемировым покрывалом, напоминает величавые дворцы римских патрициев. Не зря такие модели сейчас имеют самую высокую цену. Они изготавливаются мастерами-краснодеревщиками в Европе и Америке. Это кровати-шедевры, выполненные из ценных пород дерева, украшенные ручной резьбой, инкрустациями и позолотой. Иногда при создании таких произведений мастера копируют музейные образцы. Поставив такую кровать в собственную спальню, ее владелец в полной мере сможет ощутить себя особой королевской крови. Самые любимые стили мастеров-краснодеревщиков – классицизм, барокко и ампир, а в последнее время популярен и ар деко. Для создания своих шедевров мастера используют благородные породы древесины: массив ореха, ясеня, вишни. В отделке применяется слоновая кость и перламутр для инкрустаций, бронза и позолота для ручек и накладных элементов, кожа и шелк для обивки. Резная отделка в таких моделях настолько рельефна и выразительна, что напоминает изящную лепнину. Однако воспроизводя классические образы и используя традиционные приемы отделки, современные мастера не всегда точно следуют образцам. Они творят новые варианты конструкций и создают соответствующие вкусам современников декоративные детали. Такой сплав векового мастерства, старинных технологий и новых тенденций моды способствует созданию оригинальных вариантов. Например, модель кровати из черного дерева может сочетать классическую конструкцию, тонкую резную отделку и яркий современный текстиль с актуальными марокканскими мотивами. Покрывало, имитирующее шкуру зебры, удачно дополнит композицию. Военные походы XIX века оставили нам в наследство металлические складные кровати, которые в интерьере трансформировались во всевозможные варианты: от простых и дешевых железных коек до шедевров кованого искусства или навороченных латунных конструкций. К концу века такие кровати стали очень популярны и частично вытеснили своих деревянных родственников. А их начищенные до блеска металлические шары самодовольно отражали «великолепие» интерьеров: абажуры, кружевные подзоры и фикусы в кадках. Но шло время, менялся быт, а с ним и конструкции кроватей. Шары уступили место тонким и изогнутым металлическим пруткам, а блеск полированной латуни сменился матовостью черного металла. Кровать обрела новый, графически выразительный образ и вписывается теперь в современные интерьеры от минимализма до кантри. Лаконичную красоту металлической кровати трудно переоценить: есть в ней что-то и от восточной философии самоограничения и от завораживающих линий изящных черно-белых гравюр. За всю историю человечества кровать пережила множество трансформаций. В зависимости от климатических условий она была то шкафом, как в холодной Швеции, то татами на полу восточных жилищ и подвесным гамаком в тропических широтах. Но свою привычную форму – с двумя спинками и лежанкой между ними – кровать приобрела более двух веков назад. И эта форма оказалась наиболее оптимальной, менялось только цветовое оформление и конструкции спинок. Так, в Скандинавии густавианский стиль оставил в наследство мебель, покрытую белым лаком. В Нормандии черный цвет дерева сочетался с сочными и яркими красками постельных принадлежностей: вышитых подушек и жаккардовых покрывал. А модерн, вновь вернувший популярность тонам и фактуре натурального дерева, загнул спинки кроватей в обтекаемые гладкие «завитки». Позднее, увлечение кожаными обивками не прошло для кроватей бесследно: появились модели, обтянутые мягкой теплой кожей с бронзовыми шляпками гвоздей по бокам спинок. К концу прошлого века кровати существенно упростились: минимализм и популярность восточных мотивов в интерьере сделали кровать похожей на лежащий на полу матрац. Такие упрощенные варианты стали очень популярны среди молодежи. Единственное, что отличало их от татами – это несколько большая высота от пола, дань европейским традициям. Кровать в детской – больше, чем предмет обстановки. Она может быть койкой в трюме морской яхты в спальне для мальчиков или ажурной белой колыбелью Барби, с прозрачным газом розового полога, если спальня принадлежит девочке. В любом случае это, скорее, элемент сказочного мира, чем просто место для сна. |