Необходимость создания общенационального ОКУ
Широко известно, что, начиная с подготовительного периода, предшествовавшего запуску оптового рынка в ноябре 2003 г., специалисты и широкая общественность уделяют повышенное внимание КУ электроэнергии, который во многих случаях выступал (и выступает) существенным ограничением разных сторон реформирования электроэнергетики России.
Тогда же НП «АТС», используя предписанную ему ФЗ «Об электроэнергетике» роль организатора системы измерений и сбора информации о производстве и потреблении электроэнергии на оптовом рынке, приступило к созданию системы КУ оптового рынка. По замыслам идеологов рыночных реформ, эта система впоследствии должна была распространиться и на розничный рынок, разумеется, с особенностями, присущими учету электроэнергии у конечных потребителей.
К сожалению, по разным причинам вся дальнейшая работа, связанная с различными аспектами обмена коммерческой информацией на оптовом рынке, свелась главным образом к развитию бизнеса по созданию и бюрократическому (в том числе метрологическому) оформлению АИИС КУЭ. Меньше внимания уделялось проекту ИАСУ КУ, результаты внедрения которой на сегодняшний день явно не соответствуют поставленным целям. При этом приходится признать, что до сих пор в России нет общенациональной системы КУ и отсутствует даже понимание, какой должна быть эта система, какие она должна решать задачи и из каких компонентов состоять. Поэтому нет также корректного обоснования, какие органы должны осуществлять КУ в полном смысле этого слова. На сегодняшний день это и НП «АТС», и субъекты оптового и розничного рынков (см. главу 2), которые действуют по хорошо известному для российского потребителя принципу «самообслуживания», к которому прибавляется еще один принцип: «согласование каждого с каждым».
Что же понимать под системой КУ? Прежде всего еще раз подчеркнем различие понятий «учет» и «измерение», потому что «учет» как способ легитимной регистрации информации (полученной в том числе и от средств измерений) гораздо шире сферы, связанной только с техникой и метрологией АИИС КУЭ. Проиллюстрируем это с помощью определения, данного в приложении к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка (Регламент № 14): «Коммерческий учет. Система измерений объемов фактического производства и потребления электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и сбора информации о них». Здесь отсутствует важнейшее положение: какую информацию и в каком виде следует предъявлять для финансовых расчетов. Приведем простой пример, с которым автору пришлось столкнуться на одной из электростанций. Единственный генератор, подключенный к ОРУ высокого напряжения (не имеющему электрических связей с другими ОРУ и трансформаторами), в течение месяца находился в ремонте, но линии оставались включенными, и через шины протекали транзитные перетоки электроэнергии. Они фиксировались метрологически исправными счетчиками, сальдированные показания которых составили в отчетном периоде более 1 млн кВтч по направлению от шин во внешнюю сеть, и этот результат явился очевидным следствием вероятностного характера выполненных измерений. Был составлен соответствующий «Акт первичного учета» и «Акт учета перетоков» со смежной сетевой компанией, где вопреки всякому здравому смыслу ГТП генерации приписали выдачу электроэнергии (при стоящем блоке!). Знаменательно, что ни станция, ни сеть, ни ответственные за учет органы не смогли придумать ничего другого, как передать эту фикцию в финансово-расчетную систему к оплате потребителями. Другим характерным примером служат постоянные попытки рассчитывать и делить мифические «метрологические небалансы» либо в угоду чисто политическим требованиям, либо для стимулирования «хороших» (т. е. затративших больше денег на АИИС КУЭ) субъектов рынка, либо для обоснования повышения тарифов сетевым и сбытовым организациям. Всем также известны участившиеся конфликты с налоговыми органами по поводу правильности учета товарной продукции при исчислении налога на прибыль. В частности, раньше на ФОРЭМ невозможно было документально доказать, почему на электростанции продажа электроэнергии производится по границам балансовой принадлежности, а не на выводах генератора (автор сам являлся экспертом по нескольким искам налоговых органов к генерирующей компании за 2001–2003 гг.). Да и сейчас ни в одном нормативном правовом документе достаточной юридической силы не сказано, где происходит переход прав собственности на электроэнергию при проведении операций на оптовом рынке. То же самое происходит и на розничном рынке.
Согласно сути предоставления информации для расчетов обязательств и требований субъектов рынка, предлагается следующее определение: система коммерческого учета оптового рынка (розничных рынков) – это совокупность правового, технологического и организационного компонентов, функционирующих как единое целое и реализующих единую цель – обеспечение узаконенной коммерческой информацией соответствующей финансово-расчетной системы (систем). Оно означает необходимость приоритетного решения учетных задач, которые становятся условиями измерительных задач, а те, в свою очередь, служат для постановки условий технических задач по синтезу измерительных (в том числе автоматизированных) систем. Отсюда ясно, что какой-либо орган (или органы) должен сформулировать учетные задачи. Естественно предположить, что такими органами могут быть: государство, проводящее свою фискальную политику, а также политику планирования и отчетности; администратор торговой системы оптового рынка (розничных рынков) – т. е. так называемое «рыночное сообщество». Например, в настоящее время самой животрепещущей задачей на оптовом рынке электроэнергии стало корректное определение технических потерь сетевых компаний на часовых интервалах. Учетная задача в данном случае была поставлена в известных нормативных правовых документах оптового рынка, а корректного решения измерительной задачи пока не существует. Чрезвычайно важна и задача реализации положений учетной политики, в т. ч. и ответственность за учет конкретных объемов оборота электроэнергии. Причем решающую роль здесь должно играть лицо, на практике выполняющее функции ОКУ.
Из наличия в технологическом (техническом) компоненте системы средств измерений вытекает и необходимость проведения метрологического анализа полученных результатов, заключающегося в вычислении известных систематических погрешностей и границ неисключенных систематических погрешностей результатов измерений не только по каждому ИК, но и совокупных измерений по ГТП, а также технических потерь в сетях.
Таким образом, система КУ представляет собой диалектическое единство цели, нормативов, методов, средств достижения этой цели и соответствующим образом организованных действий людей, воплощающих цель. Непременным условием существования и развития системы является понимание того, в каком направлении она будет двигаться по всем своим компонентам, что невозможно без общепринятого документа, согласованного всеми заинтересованными сторонами.
Исходя из вышесказанного автор считает, что системы КУ как целостного системного явления в России нет. Есть разрозненные элементы технического, учетного, метрологического, нормативного и организационного характера, которые существуют сами по себе и решают локальные задачи бизнеса конкретных организаций (компаний), обладающих большими или меньшими административными возможностями. Проявляется и имеет тенденцию усиления кризис идей и институтов коммерческого учета, который только углубился с выходом ПРР. Это проявляется, в частности, в неэффективной организации самого процесса коммерческого учета. Но, как всегда, важны не просто констатация факта и критика, главное – проанализировать причины создавшегося положения и наметить пути преодоления кризиса.
Прежде всего необходимо понять, кто может создать систему КУ в масштабах страны и организовать управление ее функционированием и развитием. А для этого следует дать ответ на вопрос: «Кто заинтересован в создании этой системы?».
По ФЗ «Об электроэнергетике», принимая во внимание всю вышеизложенную терминологическую путаницу, это вроде бы НП «АТС», которое, согласно либеральным представлениям о реформе электроэнергетики, является коллегиальным органом всего «рыночного сообщества». В нем даже была создана специальная рабочая группа, но ее состав формировался, как обычно, по принципу обязательного представительства крупных рыночных сил с официальным включением «ответственных лиц». В то же время в эту группу не попали известные профессионалы, способные не на словах, а на деле выработать и проводить эффективную политику в сфере коммерческого учета. Работа группы фактически заключается в отстаивании интересов отдельных организаций их представителями – прекрасными специалистами, но не в той области! В результате все, что сделала группа, свелось либо к решению различных вопросов организации бизнеса создания АИИС КУЭ, либо к установлению процедурных особенностей сбора и передачи информации субъектами оптового рынка с помощью «Актов оборота». Попытки же представить различные концепции развития учета не удались; основное внимание было уделено очередности оснащения техническими средствами измерений постоянно изменяющихся границ сетевых компаний. Тем самым было продемонстрировано полное отсутствие представления о целевой модели системы во всем многообразии ее компонентов. Отсюда напрашивается очевидный вывод: в сфере КУ «рыночное сообщество» оказалось не в состоянии создать ничего другого, кроме отвечающего интересам узкого круга влиятельных компаний высокодоходного бизнеса по разработке и бюрократическому оформлению АИИС КУЭ, а также обслуживающего сиюминутные цели комплекса сбора информации из сомнительных источников.
Организацией, способной создать систему коммерческого учета, охватывающую всю электроэнергетику, могло бы стать РАО «ЕЭС России». Однако самая актуальная на сегодняшний день цель холдинга – реструктуризация по видам бизнеса, и КУ в ней рассматривается только с точки зрения обеспечения этой задачи в существующей рыночной среде. Поэтому вся дискуссия по развитию КУ в РАО «ЕЭС России» превратилась сначала в бесконечные споры, кому из разделяющихся компаний должны принадлежать различные технические средства измерительных систем, а потом – за счет каких средств и в какие сроки оснастить АИИС КУЭ границы многочисленных сетевых компаний. В составе последней проблемы сейчас активно прорабатывается абсолютно бессмысленная по своей постановке задача: как без измерительных приборов произвести учет электроэнергии в часовом разрезе у конечных потребителей. Вместе с тем нельзя не отметить, что огромный объем коммерческих измерений и передачи данных в ДЗО РАО «ЕЭС России», сложнейшие процессы перестройки в условиях развития рынков и взятая на себя роль двигателя реформ не позволяют компании отвлекать силы на создание инфраструктурной среды ОРЭ. Поэтому следует признать, что РАО «ЕЭС России» озабочено прежде всего решением собственных корпоративных проблем. Оно не может (и не должно!) брать на себя миссию создания системы КУ в масштабах страны.
Другие крупные генерирующие (концерн «Росэнергоатом»), потребительские и сбытовые компании либо рассматривают КУ как незначительное ограничение их основной деятельности, либо напрямую извлекают выгоды из бизнеса по созданию АИИС КУЭ.
Из вышеприведенного анализа интересов и возможностей различных рыночных сил, а также из практики КУ, начиная с ноября 2003 г., можно сделать только один вывод: единственной объективно заинтересованной стороной в создании целостной системы КУ в России, охватывающей оптовый и розничные рынки, является государство. И это связано не только с необходимостью эффективного управления в сфере налогообложения и развития энергетики как особенно социально значимой отрасли, но и с возможностями обладания корректной информацией для целей планирования и отчетности, полученной по единым правилам. Наличие такой системы позволит также осуществлять более полноценный контроль тарифов с целью ограничения влияния на их рост произвольно устанавливаемых «рыночным сообществом» затрат на инфраструктурные технические проекты.
И здесь, как указывалось выше, не обойтись без разработки государственной учетной политики в области обращения электроэнергии. Причем эта политика должна быть во многом общей для всех энергоресурсов, о чем уже давно говорят многие специалисты различных отраслей народного хозяйства. Только исходя из принципов учетной политики, зафиксированной в нормативном правовом документе достаточной юридической силы, можно ставить и решать последовательно учетные, измерительные и технические задачи (включая задачи по созданию АИИС КУЭ). Эта политика позволит органам государственного управления и регулирования, участникам обращения электроэнергии, инфраструктурным организациям получить, наконец, единые узаконенные данные о производстве, потреблении электроэнергии и обо всех составляющих ее потерь. На ее основе станет возможным оптимальное с точки зрения всего общества техническое регулирование, которое исключит произвол в создании измерительных систем и систем сбора, передачи и обработки информации.
Государственная учетная политика в сфере обращения электроэнергии должна разрабатываться под эгидой всех заинтересованных Федеральных органов исполнительной власти: Министерства финансов РФ (в т. ч. Федеральной налоговой службы), Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам. После ее разработки и принятия следует приступить к созданию технических регламентов, устанавливающих требования к измерительным системам, допущенным к применению на ОРЭ и розничных рынках. Контроль соответствия технических систем и результатов измерений государственной учетной политике и регламентам с точки осуществления государственного контроля и надзора должен производиться в соответствии с действующим законодательством.
При обращении электроэнергии на оптовом рынке данные с отдельных измерительных систем (АИИС КУЭ) необходимо передавать в специальный учетный орган (единый для ОРЭ и розничного рынка) с целью их обработки и осуществления учетных операций. Оттуда принятые к учету (а не просто измеренные!) данные будут поступать в финансово-расчетную систему ОРЭ (в НП «АТС») и всем заинтересованным сторонам. На розничном рынке нужно разработать систему обмена учетными данными между субъектами этого рынка и учетным органом, принимая во внимание особенности рынка.
Единый учетный орган, как следует из его функций и задач, также должен быть государственным и поставлять единую для всех государственных органов и субъектов рынка информацию об обращении электроэнергии за любой установленный интервал времени (1 час, месяц, квартал, год и т. д.) по территориальному, субъектному или другому признаку. Этот единый учетный орган представляет собой не что иное, как ОКУ в масштабах страны – «общенациональный ОКУ». Причем он играет исключительно роль сбора и регистрации всех необходимых учетных данных на оптовом рынке, т. е., по терминологии ряда специалистов, – роль поставщика коммерческой информации (ПКИ).
Что касается конкретных организационных форм, то это должен быть новый инфраструктурный субъект рынка, осуществляющий КУ электроэнергии в качестве монопольного вида деятельности, стоимость которого регулируется государством.
Общенациональным ОКУ, по мнению автора, могло бы, например, стать образованное в сентябре 2005 г. «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» (ЗАО «АПБЭ»), которое согласно концепции его развития должно перейти полностью под контроль государства. Такое решение представляется оптимальным с точки зрения задач ЗАО «АПБЭ» по прогнозированию различных балансовых показателей и анализу их фактических значений, т. к. исходными данными для решения этих задач должна служить только учетная информация, полученная во исполнение государственной учетной политики с помощью технических средств, отвечающих принятым техническим регламентам.
Отметим, что появление общенационального ОКУ не исключает возможность развития института независимых ОКУ для целей розничного рынка, деятельность которых анализировалась в предыдущих главах.
Ниже описывается одна из возможных моделей деятельности ОКУ – ПКИ, которая была разработана группой специалистов НП «АТС» в 2002–2003 гг.
Принципы организации деятельности ОКУ – ПКИ на оптовом рынке
При организации бизнес-процессов монопольного функционирования ОКУ следует исходить из того, что он представляет собой независимую, неаффилированную с поставщиками и покупателями товаров и оплачиваемых дополнительных системных услуг организацию, оказывающую услуги юридическим лицам по обеспечению НП «АТС» коммерческой информацией, необходимой для осуществления финансовых расчетов в соответствии с правилами работы ОРЭ.
Согласно разработанной модели ОКУ является гарантом достоверности коммерческой информации и ее легитимности. На ОКУ возлагается задача предоставлять НП «АТС» в установленные сроки все необходимые данные для выписывания счетов за поставленную товарную продукцию (электроэнергию, мощность) и оплачиваемые дополнительные системные услуги. Упомянутые услуги и поставщик услуг (ОКУ) – неотъемлемые атрибуты оптового рынка. Статус и общие юридические условия оказания услуг ОКУ регламентируются необходимыми правовыми актами.
Услугами ОКУ на оптовом рынке обязаны пользоваться следующие субъекты рынка.
1. Поставщики (Продавцы) электроэнергии и мощности.
2. Покупатели электроэнергии и мощности.
3. Поставщики оплачиваемых дополнительных системных услуг.
4. ФСК – в части измерительных комплексов средств учета, расположенных со стороны ФСК на элементах сети, входящих в сечения поставки смежных субъектов рынка, а также в части измерительных комплексов, контролирующих оказание ФСК оплачиваемых дополнительных системных услуг.
5. Региональные сетевые компании и независимые сетевые компании (НСК) – в части измерительных комплексов средств учета, расположенных на элементах сети, входящих в сечения поставки смежных субъектов рынка, а также в части измерительных комплексов, контролирующих оказание НСК оплачиваемых дополнительных системных услуг.
Рассматриваются два варианта адресности информационных услуг, оказываемых ОКУ.
1 вариант. Получателем всех услуг ОКУ является НП «АТС».
2 вариант. Получателем услуг ОКУ по информационному обеспечению коммерческих расчетов на оптовом рынке является НП «АТС».
В качестве Получателей услуг ОКУ по эксплуатации и техническому обслуживанию измерительных комплексов средств учета, включая УСПД, выступают соответствующие субъекты оптового рынка. ОКУ может иметь в своем составе аккредитованную в установленном порядке при Ростехрегулировании метрологическую службу для поверки средств коммерческих измерений товарной продукции (электроэнергии, мощности) и характеристик оплачиваемых системных услуг. Кроме того, ОКУ может получить право аттестации МВИ товарной продукции и оплачиваемых дополнительных системных услуг. Пройдя необходимую процедуру аккредитации, ОКУ должен получить от НП «АТС» право установки пломб на аппараты (их конструктивные части) измерительных комплексов средств учета и УСПД с целью недопущения вмешательства в измерительные цепи неуполномоченных лиц.
ОКУ может на договорной основе выполнять работы по сбору информации (как коммерческой, так и технической) для других заказчиков помимо НП «АТС». В частности, целесообразно возложить на ОКУ эксплуатацию измерительных комплексов средств учета межгосударственных перетоков электроэнергии, а также сбор информации от этих комплексов и ее передачу организации, контролирующей экспортные операции.
Архитектура информационной системы коммерческого учета ОРЭ должна учитывать роль ОКУ в системе информационных потоков, отражающих оборот товарной продукции и оказание оплачиваемых дополнительных системных услуг на оптовом рынке.
При рассмотренной структуре движения коммерческой информации НП «АТС» получает мощный инструмент непосредственного влияния в регионах на политику в области КУ при сохранении всех преимуществ конкуренции в сфере практического бизнеса ОКУ.
Вопросы собственности на средства КУ, эксплуатируемые и обслуживаемые ОКУ, являются ключевыми для повышения эффективности функционирования системы КУ оптового рынка. Мировой опыт (например, фирмы Siemens) показывает, что оптимальным вариантом является собственность ОКУ на счетчики и коммерческие УСПД, хотя здесь присутствуют достаточно существенные риски, описанные в главе 7. В условиях России целесообразна аренда этих устройств, возможен вариант лизинга. При организации новых систем коммерческого учета субъектов рынка следует ориентироваться на установку счетчиков и коммерческих УСПД, принадлежащих ОКУ.
Если для целей КУ у субъекта рынка установлены отдельные ТТ, их также целесообразно иметь в собственности ОКУ.
Юридический статус ОКУ оптового рынка. Организация договорных отношений
Общие вопросы позиционирования ОКУ в инфраструктуре оптового рынка, его права и обязанности должны быть изложены в нормативных актах достаточно большой юридической силы (в постановлениях Правительства, в договоре о присоединении к торговой системе).
ОКУ – это юридическое лицо любой формы собственности, прошедшее аккредитацию при НП «АТС» и получившее лицензии на необходимые виды деятельности в соответствии с действующим законодательством. Его деятельность регламентируется «Типовым положением об ОКУ», утвержденным постановлением Правительства РФ. С целью оптимизации затрат по эксплуатации и техническому обслуживанию территориально рассредоточенных измерительных комплексов средств учета ОКУ вправе создавать свои филиалы.
Для повышения эффективности системы сбора и передачи коммерческой информации ОКУ организует филиалы таким образом, что их зоны обслуживания охватывают достаточно обширные электрически связанные регионы, например, совпадающие с территориями отдельных районов, нескольких районов областей или областей в целом.
Деятельность ОКУ на оптовом рынке осуществляется на основании заключенного с НП «АТС» договора по результатам проведения тендера. Возможен вариант заключения субподрядных договоров ОКУ с другими юридическими лицами на непосредственное выполнение его отдельных функций. В последнем случае субподрядчики так же должны пройти аккредитацию при НП «АТС».
Аккредитация в НП «АТС» заключается в документальном подтверждении претендентом на статус ОКУ своих возможностей по выполнению функций, входящих в состав основной деятельности. Необходимые документы и порядок их рассмотрения приводятся в специальном «Положении об аккредитации Оператора коммерческого учета при Администраторе торговой системы оптового рынка электроэнергии», которое должно быть разработано и утверждено НП «АТС».
В договорах на оказание услуг, заключенных между НП «АТС», с одной стороны, и субъектами оптового рынка, с другой стороны, необходимо оговорить следующее:
если единственным получателем услуг ОКУ является НП «АТС», оно уведомляет субъекта оптового рынка о назначении этому субъекту в качестве ОКУ организации, осуществляющей в отношении субъекта действия, предусмотренные «Типовым положением об ОКУ»;
субъект рынка, находящийся в ведении ОКУ, обязан допускать представителей ОКУ к аппаратуре и цепям измерительных комплексов средств КУ для их эксплуатации и технического обслуживания;
субъект рынка обязан предоставлять ОКУ всю техническую информацию, касающуюся измерительных комплексов средств учета;
субъект рынка обязан по требованию ОКУ предоставлять ему результаты расчетов балансов электроэнергии по тем своим электроустановкам, где имеются присоединения, входящие в сечение поставки;
на основании предписаний ОКУ субъект рынка должен нести затраты по поддержанию характеристик ИК и АИИС КУЭ в целом на уровне, определенном действующими нормативными документами и договором о присоединении к торговой системе;
на основании предписаний ОКУ субъект рынка должен нести затраты на выполнение организационных и технических мероприятий по эксплуатации и техническому обслуживанию ИК и АИИС КУЭ в целом в соответствии с обоснованными требованиями ОКУ;
при наличии претензий к ОКУ субъекту рынка следует обращаться непосредственно в НП «АТС».
Копии всех предписаний ОКУ в адрес субъектов рынка направляются так же в адрес НП «АТС».
В модели отношений, когда получателем услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию средств КУ является субъект рынка, заключается договор между НП «АТС» и ОКУ.
В настоящее время даже в отсутствии общей нормативной базы нет юридических препятствий к заключению договоров на эксплуатацию и техническое обслуживание средств КУ между субъектами оптового и розничного рынков со специализированной организацией, фактически выполняющей функции ОКУ. Способы и формы заключения таких договоров определяются местными условиями.
Функции ОКУ
В каждом регионе для субъектов оптового рынка (поставщика, покупателя, сетевой компании) ОКУ выполняет следующие функции.
1. Участвует (вместе с НП «АТС») в планировании развития и контроле создания систем КУ товарной продукции и оплачиваемых дополнительных системных услуг субъектов оптового рынка, включая вопросы их интеграции в АИИС оптового рынка.
2. Осуществляет контроль соблюдения субъектами оптового рынка метрологических требований к коммерческим измерениям (проведение поверок, разработка и аттестация МВИ, разработка организационных и технических мероприятий по уменьшению погрешностей измерений и т. д.).
3. Эксплуатирует приборы КУ (вторичные измерительные цифровые преобразователи), «коммерческие» УСПД и цепи между ними, а также аппаратуру передачи данных на верхний уровень АИИС КУЭ. Осуществляет контроль эксплуатации первичных датчиков тока и напряжения и электрических цепей до приборов учета.
4. Выполняет техническое обслуживание аппаратуры и цепей АИИС КУЭ, осуществляет надзор за техническим обслуживанием аппаратуры и цепей ИК технического учета, представляющих важность с точки зрения замещения коммерческой информации.
5. Разрабатывает и осуществляет организационные и технические мероприятия, гарантирующие невозможность несанкционированного доступа к аппаратуре, цепям и программному обеспечению измерительных комплексов средств учета. В частности, НП «АТС» делегирует ОКУ полномочия накладывать от своего имени пломбы на аппаратуру и клеммные соединения измерительных каналов.
6. Эксплуатирует и обслуживает комплекс технических средств АИИС КУЭ регионального уровня, выполненный в соответствии с проектом АИИС КУЭ оптового рынка в целом.
7. Осуществляет достоверизацию передаваемых в НП «АТС» данных КУ электроэнергии, мощности и оплачиваемых системных услуг с помощью утвержденных НП «АТС» методик, используя все возможности привлечения для этих целей избыточной информации (включая обмен данными с СО, «смежными» ОКУ).
8. Организует передачу необходимой оперативной и неоперативной коммерческой информации в адрес НП «АТС» в требуемые сроки с помощью имеющихся в его распоряжении предусмотренных проектом АИИС КУЭ оптового рынка средств связи.
9. С санкции НП «АТС» выступает единым региональным арендатором каналов связи.
10. Собирает коммерческую информацию с неавтоматизированных измерительных комплексов средств учета.
Вышеперечисленные основные функции ОКУ может совмещать со следующими дополнительными функциями:
в предусмотренных действующим законодательством случаях производить поверку средств измерений;
по договору с экспортирующей организацией осуществлять сбор, обработку и передачу ей коммерческой информации о межгосударственных перетоках электроэнергии;
действовать как «Оператор коммерческого учета на розничном рынке электроэнергии»;
производить ремонт и наладку аппаратуры измерительных комплексов средств учета.
Организация бизнес-процессов и оплата услуг ОКУ
1 вариант. Непосредственным получателем услуг ОКУ является НП «АТС». Оплата всех услуг ОКУ в регионе производится по договору между НП «АТС» и ОКУ.
В смету затрат, определенную этим договором, включаются: затраты ОКУ на выполнение своих функций, включая стоимость приобретения технических средств и зарплату персонала; затраты на аренду помещений и коммунальные услуги; затраты на аренду каналов связи;
затраты на заключение субподрядных договоров с организациями, выполняющими функции ОКУ на местах.
Средства на оплату создания, эксплуатации и технического обслуживания системы КУ оптового рынка, и в т. ч. услуг ОКУ, взимаются с субъектов рынка в составе регулируемой ФСТ платы за услуги НП «АТС».
АИИС КУЭ субъектов рынка разрабатываются за счет этих субъектов и находятся в их собственности.
Затраты на ремонт, модернизацию, наладку и ввод в эксплуатацию АИИС КУЭ, на метрологическое обеспечение измерений несет субъект рынка. Выполнение затратных мероприятий производится на основании специальных предписаний, выдаваемых ОКУ. Субъект рынка может оспорить необходимость выполнения затратных мероприятий в НП «АТС».
Выполнение ОКУ дополнительных функций оплачивается по отдельным договорам согласно действующему законодательству.
2 вариант. Получателем услуг по непосредственному информационному обеспечению коммерческих расчетов является НП «АТС». Получателем услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию технических и программных средств измерительных комплексов КУ (включая УСПД) является субъект рынка.
Оплата услуг ОКУ, касающихся непосредственно информационного обеспечения НП «АТС», производится по договору между ними.
В смету затрат, определенную этим договором, включаются те же их виды, что и в 1 варианте. Средства на оплату создания, эксплуатации и технического обслуживания системы КУ оптового рынка, и в т. ч. услуг ОКУ, взимаются с субъектов рынка в составе регулируемой ФСТ платы за услуги НП «АТС».
Оплата услуг ОКУ по эксплуатации и техническому обслуживанию измерительных комплексов средств коммерческого учета субъекта рынка производится по договору между субъектом рынка и ОКУ.
Заключение данных договоров является обязательным условием участия Поставщика, Покупателя или сетевой компании в деятельности оптового рынка.
Стоимость выполнения работ не служит предметом государственного регулирования. Субъект рынка вправе выбирать себе ОКУ из ряда организаций, удовлетворяющих требованиям «Типового положения об ОКУ». При этом он обязан согласовать свой выбор с НП «АТС».
АИИС КУЭ субъектов рынка разрабатываются за счет этих субъектов и находятся в их собственности.
Затраты на ремонт, модернизацию, наладку и ввод в эксплуатацию АИИС КУЭ, на метрологическое обеспечение измерений несет субъект рынка. Выполнение затратных мероприятий производится на основании специальных предписаний, выдаваемых ОКУ. Субъект рынка может оспорить необходимость выполнения затратных мероприятий, предписанных ОКУ, в НП «АТС». Эти работы могут быть произведены на договорной основе либо специализированными организациями, либо ОКУ.
Выполнение ОКУ дополнительных функций оплачивается по отдельным договорам согласно действующему законодательству.
3 вариант. На ОРЭ функционирует один ОКУ, учрежденный НП «АТС». ОКУ имеет свои региональные филиалы и (или) взаимодействует на договорной основе со специализированными организациями, аккредитованными в установленном порядке в качестве региональных ОКУ.
В этом случае на ОКУ можно возложить функции эксплуатации и технического обслуживания всех уровней АИИС КУЭ, в т. ч. интегрированной автоматизированной системы управления коммерческим учетом.
Оплата услуг ОКУ производится либо по 1 варианту, либо по 2 варианту. Данный вариант является наиболее затратным и потребует значительных целевых инвестиций через тариф НП «АТС».
|