Суть целевого бизнеса ОКУ заключается в явной коммерциализации процессов измерений и коммерческого учета электроэнергии (включая коммерческий учет таких показателей, как потери электроэнергии в сети и их составляющих – технических, коммерческих, учтенных и не учтенных в узловых ценах). Однако следует иметь в виду, что в принятой на сегодняшний день модели рынка переходного периода и в соответствующей модели коммерческого учета предусмотрено самостоятельное представление данных об обороте электроэнергии всеми субъектами рынка. Поэтому принудить их к заключению договора с ОКУ на оказание информационных услуг невозможно.
Номенклатура потенциально возможных видов бизнеса вытекает из практических потребностей реализации учетной политики. Исходя из сказанного в главе 3 выделим следующие виды деятельности, в которых возможна конкуренция:
создание ИС (АИИС КУЭ);
сервисное обслуживание (техническое обслуживание и ремонт)
ИС (АИИС КУЭ);
выполнение измерений и их агрегирование; выполнение учетных операций;
передача данных для целей коммерческого учета в назначенный центр или другому оператору (коммерческого учета, сбора информации и т. д.);
передача документов коммерческого учета в назначенный центр или другому оператору;
разработка и оформление необходимых документов (соглашений и договоров об информационном обмене, других договоров и соглашений в рамках существующей системы).
Особую роль в процессе осуществления бизнеса ОКУ на розничных рынках играют сетевые организации. Она раскрывается в п. 12 ПРР: «В целях обеспечения надлежащего исполнения принятых субъектами розничных рынков обязательств сетевые организации осуществляют коммерческий учет электрической энергии и контролируют его осуществление иными субъектами розничных рынков в порядке, установленном настоящими Правилами». И далее в п. 159: «Сетевая организация обеспечивает сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, производителей электрической энергии и смежных сетевых организаций, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и в соответствии с договорами оказания услуг по передаче электрической энергии представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии и потерях электрической энергии лицам, электрические сети (энергопринимающие устройства, энергетические установки) которых присоединены к электрическим сетям указанной сетевой организации, и (или) обслуживающим их гарантирующим поставщикам (энергосбытовым организациям)».
Таким образом, именно сетевые компании должны быть заинтересованы в организации рынка услуг в сфере коммерческого учета для повышения эффективности их деятельности по реализации положений ПРР. Однако для полного замыкания технологической цепочки информационных услуг на розничном рынке целесообразно передать ОКУ такие функции сбытовых компаний, как биллинг, доставку счетов, информационно-справочное обслуживание потребителей, а в ряде случаев – сбор и «расшивку» платежей.
Виды бизнеса
Предлагается все потенциально возможные виды деятельности ОКУ разделить на следующие категории: основную деятельность; сопутствующую деятельность; дополнительную деятельность; деятельность в смежных областях.
К основным видам деятельности (функциям) ОКУ относятся те, которые связаны с выполнением всех необходимых измерительных и учетных операций:
выполнение измерений (снятие показаний измерительных приборов и ИИС);
контроль достоверности результатов измерений;
выполнение косвенных измерений при несовпадении точки поставки и точки измерения (расчет «потерь»), а также измерение и (или) расчет фактических потерь электроэнергии и их составляющих в сетях сетевых организаций;
консолидация и агрегирование данных – формирование учетных показателей для субъектов рынка (ведение баз данных, формирование отчетных форм и представление коммерческой информации);
регистрация данных для целей оптового рынка – формирование отчетных форм (например, Актов оборота электроэнергии, Актов первичного учета) для представления в НП «АТС», СО, потребителям, генерирующим компаниям и в саму сетевую компанию, в т. ч. в распределительную сетевую компанию (РСК);
оказание услуг участникам обращения электроэнергии в соответствии с ПРР – например, консолидация и агрегирование данных для потребителей и генерирующих компаний, формирование учетных показателей по точкам поставки и т. д.;
передача зарегистрированной информации (отчетных форм) потребителям информации, в т. ч. с электронной подписью.
Сопутствующие виды деятельности ОКУ включают в себя компоненты, обеспечивающие или автоматизирующие основные виды деятельности:
создание ИС, в т. ч. АИИС КУЭ; эксплуатация ИС (АИИС КУЭ);
реконструкция, техническое перевооружение и замена ИС (АИИС КУЭ) при различных обстоятельствах (смена сбытовой компании, смена ОКУ и др.);
метрологическое обеспечение коммерческого учета.
Под дополнительными услугами в сфере коммерческого учета подразумеваются услуги по учету других энергоносителей и воды:
коммерческий учет газа;
коммерческий учет теплоэнергии;
коммерческий учет воды.
Услуги в смежных областях охватывают те сферы деятельности, которые не связаны напрямую с коммерческим учетом электроэнергии, других энергоносителей и воды, но обеспечивают соблюдение договоров энергоснабжения, водоснабжения. Кроме того, они позволяют занимать также доступные рыночные ниши по продаже оборудования, оказанию телекоммуникационных услуг и т. д. К ним относятся, например:
биллинг;
контроль качества электроэнергии;
ведение индивидуальных счетов за электроэнергию, энергоносители и воду;
консультационные услуги по энергосбережению; продажа электро– и теплооборудования;
услуги создания и эксплуатации средств связи (телефон, интернет, телевидение);
технический контроль соблюдения условий договоров электроснабжения.
Укрупненная модель деятельности ОКу
Укрупненная модель деятельности ОКУ включает в себя определение потребителей соответствующих услуг, ответственности за те или иные учетные показатели, принципов оплаты оказанных услуг, а также структуры денежных потоков (доходы – затраты) по всем возможным видам деятельности.
Главными потребителями услуг ОКУ выступают прежде всего те организации, которые ответственны за представление коммерческой информации в действующей модели рынка и (или) действующей модели коммерческого учета. Они также несут соответствующие затраты, учитываемые в их финансовой деятельности.
Вторичными потребителями коммерческой информации (теми, кто ее должен получить по принятым правилам рынка и (или) коммерческого учета, но платить за нее не обязан) являются:
Системный оператор;
смежные по отношению к заказчику услуг субъекты рынка электроэнергии (генерирующие компании и потребители);
уполномоченные государственные органы (регулирующие, обеспечивающие статистическое наблюдение, законодательные, судебные и др.).
К сожалению, до сих пор не нашла своего решения принципиальная проблема собственности в отношении измерительной и (или) учетной информации. Иными словами, остается открытым вопрос: предоставлять ли коммерческую информацию участникам обращения электроэнергии бесплатно (всю информацию, часть информации)? Ответ на него прежде всего зависит от собственности на измерительные каналы. Если ИК находится в собственности участника обращения электроэнергии, то информация принадлежит ему по закону (ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»). С другой стороны, принципы оплаты услуг владельца технических средств измерений по предоставлению данных субъекту рынка должны определяться правилами рынка и (или) коммерческого учета.
В настоящее время практики платы за информацию, связанную с технологией работы на рынке, в российских условиях не существует. Учитывая всю многогранность и сложность вопроса, необходимо провести отдельное, выходящее за рамки данной книги, исследование возможности коммерциализации информационных потоков.
При работе на ОРЭ ОКУ заключает договор на оказание информационных и иных услуг с каждым субъектом рынка. Отражение в договоре технологии деятельности ОКУ не вызывает затруднений, гарантией чему служит опыт коммерческого учета, накопленный со времени запуска ОРЭ переходного периода (1.11.2003 г.).
В то же время, опыт коммерческого учета на розничном рынке противоречив и затруднен неадекватным применением ПРР. Поэтому рассмотрим более подробно основные и сопутствующие виды деятельности ОКУ при его работе на розничном рынке с учетом особой роли РСК.
Основная деятельность
Лицо, ответственное за представление данных коммерческого учета для определения финансовых обязательств и требований потребителей, генерирующих компаний, присоединенных к РСК, и самой сетевой компании, – РСК. Сетевые компании, в свою очередь, получают измерительную информацию (в случае установки ИК коммерческого учета в их электроустановках) от всех смежных субъектов рынка.
Очевидно, что РСК не может нести ответственность за представление данных коммерческого учета по магистральным электрическим сетям (МЭС) ОАО «ФСК ЕЭС». За создание и эксплуатацию средств измерений и обработки информации для целей коммерческого учета, расположенных на объектах МЭС, несут ответственность сами МЭС.
За создание и эксплуатацию средств измерений и обработки информации для целей коммерческого учета, расположенных на объектах генерирующих компаний (ГК), несут ответственность сами ГК.
Создание и (или) эксплуатация измерительных и информационных систем для целей коммерческого учета МЭС и ГК могут быть поручены ОКУ на основании договоров с соответствующими субъектами рынка.
Сетевые компании, не входящие в холдинг ОАО «ФСК ЕЭС», на оптовом и розничном рынке самостоятельно несут ответственность за представление коммерческой информации по собственным учетным показателям, по потребителям и ГК, присоединенным к их сетям.
РСК представляет коммерческую информацию:
для целей учета на оптовом рынке – НП «АТС»;
для целей учета на розничном рынке – в соответствии с договорами между участниками обращения электроэнергии и сбытовыми компаниями.
ГК и потребители, присоединенные к сетям РСК и иных сетевых компаний холдинга, другие сетевые компании холдинга обязаны принимать данные РСК (с возможностями контроля, установленными правилами соответствующего рынка и (или) договорными отношениями).
РСК привлекает к выполнению функций учета ОКУ организации различных форм собственности на основе проводимого конкурса. В принципе возможно выполнение функций ОКУ либо одной организацией по всем точкам поставки на территории РСК, либо несколькими организациями. В последнем случае ответственность за данные по каждой точке поставки должен нести один ОКУ. Организационно и технологически наиболее целесообразно назначение одного ОКУ на всей территории РСК.
РСК в процессе проведения конкурса может получить от организаций, конкурирующих за право выполнять функции ОКУ, ценовые предложения, меньшие соответствующей тарифной составляющей.
Источниками дохода ОКУ по основной деятельности в случае оказания им услуг РСК являются:
составляющая тарифа РСК на услуги по передаче электроэнергии;
доходы РСК от осуществления прочих видов деятельности.
Рассмотрим один из способов получения доходов от прочих видов деятельности. Согласно п. 156 ПРР «стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного лица, на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии по действующему на дату взыскания тарифу на электрическую энергию для соответствующей категории потребителей». Договором между ОКУ и РСК может быть предусмотрено обязательство ОКУ по выявлению фактов безучетного и бездоговорного потребления, поэтому ОКУ может получать определенный процент от объема денежных средств, востребованных РСК с потребителей, допустивших бездоговорное или безучетное потребление электроэнергии.
Кроме того, ОКУ, осуществляя свою основную деятельность, может вступать в договорные отношения с потребителями и ГК, получая дополнительные доходы.
К расходам ОКУ по основной деятельности можно отнести затраты:
на аренду офиса;
транспорт;
канцтовары;
зарплату персонала и командировочные расходы; покупку офисной компьютерной техники и средств связи; эксплуатацию офисной компьютерной техники и средств связи; создание автоматизированной информационной системы сбора,
обработки и передачи данных, включая базы данных по клиентам
ОКУ;
эксплуатацию автоматизированной информационной системы; создание корпоративной информационной управленческой системы (КИС);
эксплуатацию КИС.
Сопутствующие виды деятельности
За создание и эксплуатацию ИС (АИИС КУЭ), расположенных в пределах своих электроустановок, в соответствии с требованиями оптового и розничного рынка ответственность несет РСК. Она может выполнять данные работы самостоятельно или нанять для выполнения этих функций ОКУ или третьих лиц.
Создание и эксплуатация АИИС КУЭ потребителей и ГК может осуществляться как самими этими субъектами, так и ОКУ или третьими лицами.
Аппаратура ИК и системы связи могут в общем случае принадлежать:
РСК;
потребителям или ГК;
ОКУ;
третьим лицам.
В состав аппаратуры ИК входят: трансформаторы тока и напряжения (при необходимости выполнения первичного масштабного измерительного преобразования), вторичные электрические цепи, счетчики электрической энергии, контроллеры сбора и обработки данных, каналообразующая аппаратура.
Источником дохода по сопутствующим видам деятельности, связанным с оказанием услуг РСК, является составляющая тарифа РСК. При этом для создания АИИС КУЭ могут привлекаться инвестиции в виде заемных средств или IPO (от англ. initial public offering – первичное публичное предложение – публичное размещение акций на бирже).
К расходам, связанным с сопутствующей деятельностью, можно отнести затраты:
на зарплату проектной группы АИИС КУЭ; операционную деятельность проектной группы АИИС КУЭ; зарплату эксплуатационного персонала АИИС КУЭ; операционную деятельность эксплуатационного персонала АИИС
КУЭ;
покупку аппаратуры, необходимой при эксплуатации (контрольно-измерительные приборы, переносные персональные компьютеры, электроинструмент);
покупку аппаратуры для метрологического обеспечения ИС (поверочная лаборатория).
Структура доходов
Особенности формирования структуры доходов ОКУ заключаются в том, что его потенциальные клиенты принципиально различаются по источниками своего финансирования.
Сетевые организации, гарантирующие поставщики (ГП), СО, НП «АТС» осуществляют регулируемые виды деятельности. Поэтому затраты на все необходимые для них измерительные и учетные операции, а также на создание и эксплуатацию АИИС КУЭ входят в необходимую валовую выручку. Она обосновывается в установленном порядке и используется для расчета соответствующих тарифов, утверждаемых органами государственного регулирования. При этом для оценки затрат наиболее привлекательны и удобны такие удельные показатели, как количество точек поставки, количество получаемых показателей и периодичность передачи данных, количество отчетных форм и т. д.
Следует обратить внимание на особенности описанной формы оплаты услуг ОКУ сетевой организацией, связанные с неопределенностью реального объема ее собственных услуг по передаче электроэнергии на планируемый период регулирования (подключением новых потребителей и ГК, отклонениями плановых учетных показателей оборота электроэнергии в сети от фактических и т. д.).
Таким образом, возможности получения дохода ОКУ ограничены плановыми показателями регулируемой организации и искусством обоснования расходов этой организации перед регулирующими органами. Поэтому расчет договорных объемов финансирования ОКУ производится исключительно по принципу «издержки+».
Напротив, потребители, ГК и независимые энергосбытовые организации свободны в расчетах с ОКУ. При установлении договорных отношений здесь возможна свобода выбора формы расценок – либо собственный прейскурант заказчика услуг, либо обоснованные предложения ОКУ. Более подробно такой подход для сетевой организации будет рассмотрен в главе 6.
В договоре может быть приведен порядок стимулирования ОКУ при достижении каких-то показателей. Однако, исходя из вышеизложенного, стимулирующие выплаты не могут быть существенными.
Следует также иметь в виду, что многие показатели не допускают точного планирования. Для снижения рисков ОКУ, например, следует осторожно обращаться с темпом снижения потерь, т. к. выполнять этот показатель без увеличения капитальных затрат можно только до определенного предела.
Рыночная институционализация деятельности ОКУ
Суть заключается в определении преимуществ и недостатков, с одной стороны, свободной конкуренции между независимыми ОКУ и, с другой стороны, государственного регулирования основных видов их деятельности. Последствия принятия того или иного решения для конкретного оператора, не отнесенного к категории независимых, определяются его аффилированностью с субъектом (субъектами) рынка.
Конкурентный вид деятельности. Является наиболее адекватным либерализующимся рыночным отношениям в электроэнергетике. Отсюда вытекают его достоинства и недостатки. Достоинства: снижение стоимости услуг, расширение и улучшение сервиса. Недостатки: риск потерять часть или весь бизнес на намеченной территории сетевой организации, угрозы со стороны конкурентов, самыми опасными из которых могут стать ОКУ, аффилированные с сетевыми организациями или гарантирующими поставщиками.
Государственное регулирование. Основные виды деятельности ОКУ могут стать регулируемыми согласно действующему законодательству в случае их отнесения к категории потенциально монопольных. Монопольный вид деятельности технологически наиболее органичен с точки зрения электроэнергетики. Здесь могут быть быстро решены все системные вопросы, унифицированы виды и качество услуг; при этом ясен и реализуем процесс инвестиций в технические и программные средства.
При организации монопольного ОКУ самым сложным является вопрос увеличения числа субъектов оптового (и розничного) рынка и связанный с этим рост тарифов конечных потребителей и сетевых компаний за счет явного включения в них составляющей, компенсирующей затраты на осуществление коммерческого учета. Остается открытой проблема структуры оператора, т. к. имеются варианты создания как единого общероссийского оператора, так и многочисленных региональных операторов.
В этих условиях общероссийский ОКУ должен защищать свой тариф в Федеральной службе по тарифам (ФСТ), а региональные операторы – в местных органах власти.
ОКУ и проблема «ответственности за потери»
Проблема «ответственности за потери» возникла после выделения из состава АО-энерго сетевых компаний с присоединенными к ним конечными потребителями в отсутствие надлежащего коммерческого и технического учета, базирующегося на результатах измерений высокого качества. Особенно остро она стоит перед РСК вследствие многочисленности потребителей, недостатка или плохого состояния технических средств учета по большому количеству точек поставки и плохой организации собственно процесса коммерческого учета. При этом в ряде РСК распространено мнение, что на ОКУ целесообразно, помимо его основных измерительных и учетных функций, возложить контроль потерь электроэнергии за отчетный период, заключающийся не только в их корректном расчете (измерении), но и в выявлении безучетного и бездоговорного потребления.
ОКУ безусловно может принять на себя и данную функцию, однако следует иметь в виду следующее.
Любая ответственность за какой-то показатель требует уверенности, что ОКУ сможет управлять этим показателем. Это в полной мере касается и проблемы «ответственности за потери», которая тесно связана с проблемой выявления безучетного и бездоговорного потребления [6, 7].
Известно, что как плановые, так и фактические потери сетевой организации делятся на технические и «коммерческие». Из них только технические потери «объективны» и могут быть оценены (измерены, посчитаны) на основании тех или иных исходных данных . Корректность последних определяется, главным образом, наличием качественных измерений.
К коммерческим потерям относится часть общих потерь, обусловленная неточностью исходных данных (в т. ч. погрешностями ИС, методическими погрешностями определения полезного отпуска по оплаченной товарной продукции) и различного рода хищениями .
ОКУ как организация, занимающаяся бизнесом в сфере учета электроэнергии, может влиять только на различные составляющие коммерческих потерь.
Технические потери, определяемые электрическими режимами и параметрами сети, не могут быть управляемы ОКУ, да и сетевой организацией, в функции которой не входит оперативно-диспетчерское управление. Управление техническими потерями составляет предмет комплексной оптимизации режима рассматриваемой электрической сети. Управление может основываться только на изменении структуры и параметров электрической сети, поддержании оптимального соотношения активной и реактивной мощностей всех подключенных к сети потребителей и генерирующих источников, изменении внешних перетоков. В ПРР данная функция возложена на сетевые организации и СО.
Если в качестве бизнеса ОКУ рассматривать управление коммерческими потерями, то здесь необходим анализ двух групп проблем – проблем технологии управления коммерческими потерями и возможностей получения положительного эффекта, а также проблем оплаты эффекта от применения таких технологий.
Технология управления коммерческими потерями основывается исключительно на различных аспектах информатизации деятельности ОКУ. Иными словами, чем больше необходимой и качественной информации имеет ОКУ, тем лучше он управляет данным видом потерь. Под качеством (или ценностью) информации понимают ее точность и своевременность.
Правильно поставленными организационными мероприятиями (наведением порядка) можно управлять коммерческими потерями только до определенного уровня. Далее на них можно воздействовать эффективно и целенаправленно, производя определенные капиталовложения в счетчики, АИИС, IT-обеспечение. При этом надо вовремя определить, выгодны ли ОКУ принятые принципы ответственности за снижение коммерческих потерь и не требуется ли пересмотреть договорные отношения с сетевой организацией.
Инвестиции в АИИС КУЭ и системы сбора данных возможны или силами сетевой организации через тарифы на оказание услуг по передаче электроэнергии, или путем привлечения самим ОКУ внешних инвестиций. В последнем случае следует установить, сможет ли ОКУ осуществить их возврат и за какой срок. Это, безусловно, будет определяться возможностями возврата инвестиций в рамках платежей сетевой организации, но на иной основе – как плата за качество управления коммерческими потерями или «премия» за их уменьшение.
На сегодняшний день наиболее целесообразным представляется инвестирование средств в развитие информационной инфраструктуры со стороны сетевой компании. Иные возможности, в т. ч. привлечение средств непосредственно ОКУ по различным схемам, несут в себе большие риски и не могут быть рекомендованы для практического применения.
Эффект от управления коммерческими потерями (качество управления) может быть стимулирован сетевой организаций в договоре на оказание услуг ОКУ. Тогда ОКУ должен получать помимо компенсации затрат на операционную деятельность по определению коммерческих потерь бонусы за установленное значение их уменьшения. Целесообразно вначале установить эту планку не очень высоко – с градацией по 0,01 % от отпуска в сеть. Конкретная величина бонуса должна учитывать снижение риска от превышения фактических потерь над плановыми по опыту сетевой организации.
|